Помощник президента России Андрей Белоусов заявил, что Госдума должна принять до конца 2018 г. законы о краудфандинге, о цифровых активах, электронном нотариате и смарт-контрактах.
Приоритетные законопроекты
Законопроект о краудфандинге в России следует принять в приоритетном порядке, также как и законопроекты о цифровых активах, электронном нотариате и смарт-контрактах. Об этом заявил помощник президента России, председатель наблюдательного совета АНО «Цифровая экономика» Андрей Белоусов, передает ТАСС. По его словам, эти законопроекты должны быть приняты в осеннюю сессию Госдумы (до конца 2018 г.) или в самом начале весенней сессии 2019 г.
Как отмечают в АНО, закон о краудфандинге поспособствует внедрению в России новой схемы привлечения средств — через краудфандинговые платформы. Напомним, такие платформы представляют собой сетевые площадки для финансирования различных проектов методом сбора средств от сторонних, зачастую непрофессиональных инвесторов. Регулирование поможет сделать эти сделки прозрачными и защитить их участников.
Что касается закона об электронном нотариате, то он даст возможность участникам электронного делопроизводства сэкономить время на удостоверении документов и сделок. При оформлении сделок можно будет обмениваться электронными сообщениями, а не бумажными документами.
После того, как в России будут узаконены смарт-контракты, появится возможность заключать договоры, за выполнением условий которых будут следить компьютерные программы. Таким условием может быть, например, график оплат — выплаты будут осуществляться в автоматическом режиме.
Зачем нужны эти законы
Напомним, процесс принятия законопроектов о цифровых активах и инвестиционных платформах несколько затянулся — по первоначальным планам он мог завершиться еще 1 июля 2018 г., о чем сообщилпредседатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаковво время своего выступления на CNews Forum в середине ноября 2018 г.
Разного рода инвестиционные платформы существуют и сейчас, демонстрируя общественности как позитивный опыт своей работы, так и негативный. В этом смысле платформу Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), которая уже собрала миллиарды рублей для разных проектов, и они успешно осуществляются, парламентарий относит к категории положительных примеров. А вот известная платформа «Кэшбери», которая предлагала инвестировать средства в выдачу микрозаймов под 600% годовых, была отнесена Банком России к финансовым пирамидам с уведомлением об этом МВД и Генпрокуратуры, после чего 1 ноября 2018 г. объявила о своем закрытии.
«Нам надо установить правила работы таких инвестиционных платформ, — поясняет Аксаков суть принимаемых законопроектов. — Они должны быть гибкими, не должны закрывать дорогу к работе с этими платформами. Но их надо прописать так, чтобы максимально защитить инвесторов от недобросовестных участников рынка».
Напомним, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о цифровых финансовых активах, но ко второму чтению он будет серьезно изменен. Вместо регулирования криптовалют закон будет регулировать только оборот токенов. Под майнингом будет пониматься деятельность по созданию токенов, и его определение в законе прописано не будет.
Другие инициативы
Одновременно Белоусов отметил важность законопроектов об электронной подписи и электронном архиве, которые следует принять в весеннюю сессию — с этой целью АНО планирует интенсивно сотрудничать с Госдумой.
Наиболее приоритетные законопроекты были определены в ходе обсуждения итогов законотворческой деятельности в рамках программы «Цифровая экономика». Обсуждение велось наблюдательным советом АНО при участии представителей администрации президента, правительства, Минкомсвязи, обеих палат парламента и компаний-учредителей АНО.
Участвовавшие в обсуждении игроки рынка предложили запустить в компаниях пилоты по регулированию электронного кадрового трудового документооборота. Решение о внедрении такого документооборота пока что не принято, но в целом представители госорганов и правительства поддержали эту идею.
Подробнее: http://www.cnews.ru/news/top/2018-12-10_vlasti_toropyatsya_prinyat_prioritetnyj_zakonoproekt