Представители Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) провели встречу с журналистами, в ходе которой рассказали о состоянии рынка электронной коммерции и текущих тенденциях.
Говоря о e-commerce, глава АКИБ Константин Горожанкин отказался назвать итоги года на рынке, сославшись на отсутствие данных к настоящему времени. Единственное, что он отметил — это рост рынка на 40% в долларовом эквиваленте. Тему отсутствия точных данных о рынке поддержали и другие участники встречи, сообщив, что с подсчетами казахстанского рынка электронной коммерции дела обстоят плохо, вследствие чего АКИБ планирует заняться этой деятельностью в сотрудничестве с аналитическими компаниями.
Об итогах работы своих компаний в 2015 году рассказали основатель холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов и директор Ticketon Виктория Торгунакова. В 2015 году на проектах Chocofamily было совершено более 1,5 млн покупок, а оборот холдинга увеличился на 69% до 6,2 млрд тенге. Самыми быстрорастущими стали проекты Chocofood.kz (рост в 5 раз) и Chocotravel (рост в 3 раза). Число клиентов компании почти достигло отметки в миллион.
Оборот Ticketon по итогам года увеличился в 3,5 раза и превысил 630 миллионов тенге. При этом Виктория сообщила, что уже за первый квартал 2016 года компания достигла годового оборота 2014 года. По итогам 2016 года планируется приблизиться к 1 млрд тенге. В настоящее время Ticketon занимает долю более 60% по всему Казахстану в сегменте продажи билетов.
Если говорить о тенденциях рынка, то спикеры сошлись на том, что основным его драйвером в ближайшее время будет мобильность.
«Одна из ярких тенденций рынка — запуск мобильной коммерции в Казахстане. Банки не хотели отдавать рынок, но мобильные операторы нашли другой способ выхода на рынок через системы электронных денег. Первым эту услугу клиентам стал предлагатьBeeline, готовится Кселл», — отметил Константин Горожанкин. По его мнению, уже сейчас можно оценить перспективы этого способа оплаты, особенно в тех покупках, стоимость которых невысока.
«Одной из инициатив, реализованных нами в недавнем времени, было подключение нового способа оплаты покупок на сайте посредством баланса мобильного телефона совместно с оператором связи Beeline. В настоящее время уже более 1,7% от всех заказов оплачивается через мобильный телефон», — сообщила Виктория Торгунакова.
Еще один тренд, который местным компаниям нельзя игнорировать — выход крупных международных игроков на казахстанский рынок. Мы уже писали о том, что к Казахстану присматриваются Aliexpress и Uber. Стало известно о том, что сервис OneTwoTrip по покупке авиа- и ЖД билетов онлайн также готовится к работе в Казахстане.
«Сейчас оборот Aliexpress из Казахстана составляет 10 млн долларов в месяц. Даже один из самых крупных наших игроков e-commerce, Chocofamily, делает в год в 6 раз меньше, чем зарубежный игрок на нашем рынке. Вопрос состоит в том, как казахстанские компании из сегмента e-commerce смогут соперничать с международными. Если смогут, значит у нашего рынка в других сегментах есть определенные шансы побороться», — заявил Константин Горожанкин.
http://profit.kz/news/30216/Rinok-elektronnoj-kommercii-v-Kazahstane-viros-na-40/