Американские IT-специалисты стонут от нашествия зарубежных конкурентов, которые обходятся работодателям намного дешевле. Так, в издании The Channel описана история специалиста по сетевым технологиям, работающего в одной из телеком-компаний Кремниевой Долины. Он утверждает, что работодатель нанял специалиста с рабочей визой, едва владеющего английским языком, и потребовал обучить его. После чего основной специалист должен был освободить «пришлому» рабочее место. Обучение заняло шесть месяцев, после чего основные рабочие обязанности перешли новичку, а руководство потребовало от «старого» сотрудника, чтобы он постоянно оставался не связи для консультаций, которые могут потребоваться. Специалист жалуется, что был так вымотан и унижен, что чуть было не набросился на своих руководителей с кулаками.
Отмечается, что новичку, разумеется, платили намного меньше, чем предыдущему специалисту.
Осенью 2015 года 23 бывших IT-работника Disney подали в суд на компанию после того, как местные сотрудники были частично смещены иностранцами, приехавшими по рабочим визам — в основном индийцами. В той истории от увольняемых работников также требовали обучить новичков.
В Великобритании IT-иммиграции не опасаются. Один из экспертов отметил, что учитывая, что иммиграция специалистов подобного типа в Соединенное Королевство из-за пределов Европы очень сложна и ограничена (закон требует доказать, что подобного человека невозможно найти в Европе, плюс у него должен быть высокий потолок зарплаты), то проблемы нет. Более того, эти же эксперты предполагает, что массовый въезд в Соединенное Королевство обслуживающего персонала IT-специалистам очень на руку: например, они могут сдать детей няням, и больше времени проводить в офисе. В итоге IT-иммиграция в Великобританию — это не вопрос экономии, как все чаще происходит в США, а вопрос поиска действительно ценных работников.
IT-иммиграция в Россию тоже существует, в УФМС такие сотрудники, в частности, могут получить статус «высококвалифицированных специалистов». Но в реальности далеко не все мигранты, имеющие такой статус, работают в России в хай-теке. Так, например в Новосибирской области с таким статусом 105 человек, почти треть из них – спортсмены, 22% заняты в сфере торговли и предоставлении услуг, 12% – в сфере науки, 11% – на производстве, и 3% – в строительстве. В Ульяновской области 41 «высококвалифицированный специалист», а в Новгородской — их порядка 20. На ОАО «АвтоВАЗ» осуществляют трудовую деятельность 30 «высококвалифицированных специалистов» из восьми стран мира, но они работают на таких должностях, как глава дирекции, советник и начальник отдела.
Впрочем, желающие работать в России IT-специалисты существуют: ранееассоциация РУССОФТ и рекрутинговый портал HeadHunter подсчитали, что среди стран, IT-специалисты из которых готовы к переезду и работе в РФ (в % от всех желающих во всех странах), граждане Украины занимают 10,8%, Казахстана — 9,5%, Белоруссии — 8,5%. Кроме наших ближайших соседей, желающие есть и среди IT-специалистов Молдавии (1,2%), Армении (1,2%), Германии (1%), США (0,6%), а также Латвии, Италии и Индии.
Напомним, в начале 2016 года министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров заявил на Гайдаровском форуме, что в настоящее время в стране работают 350—400 тыс. программистов, и Россия станет гораздо более конкурентоспособной и диверсифицированной страной, если чисто программистов достигнет миллиона. Тогда структурная реформа экономики государства произойдет, по мнению министра, естественным образом.